О компании

Каталог

Доставка и оплата

Обучение

Новости

Календарь

Март 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

СЕРИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР «ЗАКЛАДКА»

Тверская О. Н.

 кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой логопедии и коммуникативных технологий,

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь

tveron@rambler.ru

Калинина Н. Н.

учитель-логопед высшей квалификационной категории МБОУ «Школа №154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми

nady3009@mail.ru

СЕРИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР «ЗАКЛАДКА»

Аннотация.

Ключевые слова:

В современных условиях активного развития инклюзивного образования и толерантного общества система образования остро нуждается в новой образовательной среде, одним из необходимых составляющих компонентов которой должны стать игры и игрушки, удовлетворяющие особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) перед педагогами ставятся задачи по формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья коммуникативных навыков как вербальных, так и не вербальных. По оценкам специалистов только на территории г. Перми и Пермского края насчитывается свыше 30000 детей с ОВЗ, что делает задачу развития речи и коммуникации у этих детей важной и необходимой для их успешной социализации.

На основе анализа ФГОС для обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), можно сделать вывод, что одним из мощных средств развития речи и коммуникации у этих детей могут быть средства альтернативной коммуникации и глобального чтения.

Глобальное чтение является универсальным средством альтернативной коммуникации, потому что написанные слова партнер по коммуникации понимает лучше, чем жесты или символы.

Для того, чтобы научить ребенка читать глобальным способом, необходимо ввести его в мир звуков и букв. Ведущим видом деятельности детей является  игра. С помощью дидактически игр у ребенка можно сформировать познавательный интерес к глобальному чтению.

В процессе игровой деятельности ребенок поэтапно знакомиться с фотографиями объекта, запоминает написание слова. На следующем этапе в игре вводятся пиктограммы изучаемых предметов. Самым высоким уровнемсформированности навыка является соотношение фотографии и пиктограммы, а так же способность прочитать глобально подписанные изображения.

Для формирования навыков глобального чтения у детей раннего, дошкольного  и младшего школьного возраста нами разработана серия развивающих игр «ЗаклАДКа» («Домино-Глобал», «Парочки-Глобал», «Лото-Глобал», «Сказки-Глобал»  и др.).  Серию развивающих игр «ЗаклАДКа» можно широко использовать в практике работы с нормотипичными детьми.  Для детей, которые испытывают коммуникативные трудности (задержка речевого развития, ментальные нарушения, расстройства аутистического спектра и др.), серию развивающих игр «ЗаклАДКа»можно применять как средство знакомства с  альтернативной или дополнительной коммуникации (АДК).

Альтернативная (дополнительная) коммуникация (АДК) – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию. Использование письма и чтения для организации общения позволяет людям, не владеющим звучащей речью, осуществлять точную и успешную коммуникацию. Чтение и письмо предоставляют возможность использовать более совершенный язык для общения.

Часто при обучении детей возникает вопрос: когда следует начинать учить ребенка читать?

Ответ на этот вопрос индивидуален для каждого ребенка. Но если, освоив навыки чтения, ребенок научится общаться с окружающими, то начинать учить ребенка читать следует как можно раньше. Для раннего обучения чтению, чаще всего, используется методика глобального чтения – чтения целыми словами.

Глобальное чтение основано на зрительном раскодировании значения слова. Базой глобального чтения выступает зрительная и слуховая память, без выполнения анализа и синтеза написанного слово. Этап глобального чтения является переходным и начальным для формирования навыков чтения традиционным (аналитико-синтетическим) методом и для развития быстрого чтения.

Обучение глобальному чтению происходит в несколько этапов. Первым этапом глобального чтения является зрительное распознавание слов и подбор подписи к картинкам.

Для этого этапа овладения навыками глобального чтения мы разработали и предлагаем серию развивающих игр «ЗаклАДКа».

Знакомство детей с этими играми позволит сформировать начальные навыки глобального чтения, научит соотносить написанные слова с фотографией и пиктограммой.

Занятия с играми по глобальному чтению рекомендуется проводить на специально организованных занятиях со специалистом, а так же дома для закрепления сформированных начальных навыков глобального чтения. Поэтому лучше  иметь одинаковые наборы игр по формированию навыков глобального чтения,  как специалисту, так и родителям для занятий дома.

Разработка специализированных игр интересный, творческий и трудоемкий процесс. Все игры серии «ЗаклАДКа», основаны на адаптированной методике раннего обучения детей глобальному чтению. В серии развивающих игр «ЗаклАДКа» используются  только авторские фотографии, пиктограммы и  рисунки.

 Серия развивающих игр «ЗаклАДКа» включает в себя 12 наборов игр, в которые входят такие игры как «Домино-Глобал», «Парочки-Глобал», «Лото-Глобал» и «Сказки-Глобал». Игры выпущены и упакованы на Краснокамской фабрике деревянной игрушки. Вся серия игр имеет артикулы и необходимые сертификаты соответствия.

Все игры в серии имеют порядковый номер, который указан на упаковке, таким образом их удобно хранить, педагог или родитель  сможет быстро находить необходимую игру для организации занятий(см. Таблица 1).

Серия развивающих игр «ЗаклАДКа»

Таблица 1

№ набора

Название игры

Тема игры

Набор №1

Домино-Глобал

Продукты

Набор №2

Парочки-Глобал

Цвета

Набор №3

Домино-Глобал

Фигуры

Набор №4

Домино-Глобал

Цвета

Набор №5

Парочки-Глобал

Фигуры

Набор №6

Парочки-Глобал

Продукты

Набор №7

Домино-Глобал

Фрукты

Набор №8

Парочки-Глобал

Фрукты

Набор №9

Сказки-Глобал

Репка, Курочка Ряба

Набор №10

Лото-Глобал

Мир вокруг

Набор №11

Сказки-Глобал

Колобок,Теремок

Набор №12

Сказки-Глобал

Гуси-Лебеди, Заюшкина избушка

 

Набор  «Домино – Глобал»

Домино – универсальная игра, она может стать любимым развлечением для всей семьи. Играя в домино дети учатся основам стратегического мышления, арифметическим навыкам. Игра научит  объединять по признакам и смыслам, устанавливать связи и обобщать. Во время игры у детей формируются  и важные социальные навыки. Ребенок учится понимать и принимать условия игры, учится оценивать свои действия и действия сверстников, ощущать себя участником коллектива. 

Игра в домино способствует активизации зрительных функций, развитию внимания и речи.

В серии игр «ЗаклАДКа» представлены наборы домино на различные лексические темы  с использованием технологии глобального чтения(Набор №1 – «Продукты», Набор №3  – «Фигуры», Набор№4 –  «Цвета» и др.) (см. рис. 1)

СЕРИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР «ЗАКЛАДКА»

Рис. 1

Набор «Лото – Глобал»
С помощью  набора «Лото-глобал»ваш ребенок научится соотносить изображение на фотографии с символом, обозначающим понятие или с печатным словом. В процессе игры в лото у ребенка сформируется навык глобально чтения слов по 7 различным лексическим темам. Играя со сверстниками в лото, ребенок приобретет положительный опыт общения и навыки самоконтроля, следуя правилам игры. (см. Рис. 2)Набор  «Лото – Глобал»

СЕРИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР «ЗАКЛАДКА»

Рис. 2

Набор  «Парочки – Глобал»
Высокий уровень развития внимания, памяти и мышление является важным  условием для успешного овладения речью ребенком. С помощью  набора «Парочки-Глобал»  ребенок научится узнавать предметы, обозначать их словом. Игра будет  способствовать развитию зрительного  и пространственного восприятия.(см. Рис. 3)

СЕРИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР «ЗАКЛАДКА»

Рис. 3

Набор «Сказки –Глобал»
И дети, и взрослые любят сказки. Как правило, одними из первых сказок, с которыми знакомится ребенок в жизни, это русские народные сказки. «Сказки-Глобал» созданы на основе известных русских народных сказок, но их тексты адаптированы для восприятия детей. Уникальность «Сказок-Глобал», в том, что на их основе ребенок сможет запомнить и сам рассказать сказку.
Набор «Сказки –Глобал»

Все наборы игр предназначены для индивидуальных и групповых занятий с детьми от   3-х лет, рекомендованы для образовательных организаций и использования родителями в игровой и театрализованной деятельности в домашних условиях.(см. Рис. 4)

СЕРИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР «ЗАКЛАДКА»

Рис. 4


Развивающие игры серии «ЗаклАДКа» стимулируют развитие вербальных и невербальных компонентов речи, в связи, с чем игры носят полимодальный характер.
Каждая игра имеет интерактивный элемент – в инструкции к каждой игре есть ссылка на социальные сети и кюар-код.  Таким образом, можно скачать пиктограммы или видеоролик с жестами,  по тематике и лексике для каждой игры.

Особенность серии развивающих игр «ЗаклАДКа» в том, что они разработаны в соответствии с требованиями введения средств альтернативной коммуникации в жизнь ребенка. Во всех играх представлены фотографии предметов и соответствующие им пиктограммы, для того, чтобы переход от конкретного изображения к обобщающему знаку пиктограммы происходил просто и успешно у каждого пользователя игр.

Все игр серии «ЗаклАДКа» разработаны в соответствии с принципом преемственности, игры могут использовать как самостоятельно, так и в комплексе. Так, например, для формирования сенсорных эталонов цвета, можно использовать игру «Парочки-Глобал» «Фрукты» и «Парочки-Глобал» «Цвет». Каждая игра серии  «ЗаклАДКа» включает в себя не менее 10 вариантов игр.

Игра – ведущая деятельность детей, играть можно не только на специально организованных занятиях, но и дома. Таким образом, использование игр в домашних условиях будет способствовать вовлечению всей семьи ребенка в его мир дополнительной коммуникации, что поможет устанавливать успешные контакт  ребенку со всеми членами его семьи.

Универсальность и многозадачность игр серии «ЗаклАДКа» позволяет с их помощью организовать и дополнительные развивающие занятия в детском саду или проводить внеурочную деятельность в школьных образовательных организациях по развитию речи и овладению средствами альтернативной или дополнительной коммуникации.

Нами разработан план развивающих занятий  по формированию навыков глобального чтения в рамках кружка «Глобалика» (см. Таблица 2).

Таблица 2

Планирования занятий кружка «Глобалика»

 

№ занятий

Лексическая тема

Игра серии «ЗаклАДКа»

Вербальный словарь

Невербальные средства коммуникации

1

Фрукты

Домино-Глобал «Фрукты»

Яблоко

Груша

Ананас

Слива

Лимон

Банан

 

Жесты:

Яблоко

Груша

Ананас

Слива

Лимон

Банан

Дай

Нет

Есть

Глобальное чтение слов:

Яблоко

Груша

Ананас

Слива

Лимон

Банан

2

Овощи

Парочки-Глобал «Цвета»

Красный

Синий

Желтый

Зеленый

Черный

Белый

Серый

 

Жесты:

Красный

Синий

Желтый

Зеленый

Черный

Белый

Серый

Глобальное чтение слов:

Красный

Синий

Желтый

Зеленый

Черный

Белый

Серый

 

3

Домашние животные

Сказки-Глобал «Репка»

Баба

Дед

Внучка

Собака

Кошка

Мышка

Репка

Тянуть

Мочь

 

 

Жесты

Баба

Дед

Внучка

Собака

Кошка

Мышка

Репка

Тянуть

Мочь

Глобальное чтение слов:

Баба

Дед

Внучка

Собака

Кошка

Мышка

Репка

Тянуть

Мочь

 

4

Домашние птицы

Сказки-Глобал «Курочка Ряба»

Курица

Яйцо

Золотой

Простой

Плакать

Бить

Нести

Жесты:

Курица

Яйцо

Золотой

Простой

Плакать

Бить

Нести

Глобальное чтение слов:

Курица

Яйцо

Золотой

Простой

Плакать

Бить

Нести

5

Мебель

Лото-Глобал

Стол

Стул

Кровать

Диван

Шкаф

Кресло

Табурет

мебель

 

Жесты:

Стол

Стул

Кровать

Диван

Шкаф

Кресло

Табурет

мебель

Надо

нет

Глобальное чтение слов:

Стол

Стул

Кровать

Диван

Шкаф

Кресло

Табурет

Мебель

6

Посуда

Тарелка

Чайник

Чашка

Стакан

Сковорода Кастрюля

Кувшин

Посуда

Жесты:

Тарелка

Чайник

Чашка

Стакан

Сковорода Кастрюля

Кувшин

Посуда

Глобальное чтение слов:

Тарелка

Чайник

Чашка

Стакан

Сковорода Кастрюля

Кувшин

Посуда

7

игрушки

Юла

Кубики

Мяч

Кукла

Мишка

Погремушка

Пирамидка

Игрушки

Жесты:

Юла

Кубики

Мяч

Кукла

Мишка

Погремушка

Пирамидка

Игрушки

Глобальное чтение слов:

Юла

Кубики

Мяч

Кукла

Мишка

Погремушка

Пирамидка

Игрушки

 

9

Гигиена

Мыло

Зубная щетка

Зубная паста

Полотенце

Шампунь

Расческа

Салфетки

Гигиена

Жесты:

Мыло

Зубная щетка

Зубная паста

Полотенце

Шампунь

Расческа

Салфетки

Гигиена

Глобальное чтение слов:

Мыло

Зубная щетка

Зубная паста

Полотенце

Шампунь

Расческа

Салфетки

Гигиена

10

Одежда

Платье

Брюки

Юбка

Майка

Футболка

Шорты

Рубашка

Одежда

Жесты:

Платье

Брюки

Юбка

Майка

Футболка

Шорты

Рубашка

Одежда

Глобальное чтение слов:

Платье

Брюки

Юбка

Майка

Футболка

Шорты

Рубашка

Одежда

11

Семья

Дедушка

Бабушка

Папа

Мама

Дочь

Сын

Дети

Семья

Жесты:

Дедушка

Бабушка

Папа

Мама

Дочь

Сын

Дети

Семья

Глобальное чтение слов:

Дедушка

Бабушка

Папа

Мама

Дочь

Сын

Дети

Семья

12

Продукты

Сыр

Сосиски

Колбаса

Хлеб

Яйцо

Сметана

Макароны

Жесты:

Сыр

Сосиски

Колбаса

Хлеб

Яйцо

Сметана

Макароны

Глобальное чтение слов:

Сыр

Сосиски

Колбаса

Хлеб

Яйцо

Сметана

Макароны

13

Сладости

Домино-Глобал  «Продукты»

Сок

Эскимо

Торт

Конфета

Йогурт

Печенье

Шоколад

Жесты:

Сок

Эскимо

Торт

Конфета

Йогурт

Печенье

Шоколад

Глобальное чтение слов:

Сок

Эскимо

Торт

Конфета

Йогурт

Печенье

Шоколад

 

14

Перелетные птицы

Сказки-Глобал «Гуси-лебеди»

Гуси-лебеди

Баба-яга

Лететь

Догонять

Яблоня

Пирожок

Лавка

Прятать

Забывать

Жесты:

Гуси-лебеди

Баба-яга

Лететь

Догонять

Яблоня

Пирожок

Лавка

Прятать

Забывать

Глобальное чтение слов:

Гуси-лебеди

Баба-яга

Лететь

Догонять

Яблоня

Пирожок

Лавка

Прятать

Забывать

15

Дом

Сказки-Глобал «Теремок»

Дом

Мышка

Лягушка

Заяц

Лиса

Волк

Медведь

Ломать

Вместе

Поле

 

 

Жесты:

Дом

Мышка

Лягушка

Заяц

Лиса

Волк

Медведь

Ломать

Вместе

Поле

Глобальное чтение слов:

Дом

Мышка

Лягушка

Заяц

Лиса

Волк

Медведь

Ломать

Вместе

Поле

16

Дикие животные

Сказки-Глобал «Колобок»

Колобок

Мука

Печь

Катиться

Петь

Лес

Идти

Говорить

 

Жесты:

Колобок

Мука

Печь

Катиться

Петь

Лес

Идти

Говорить

Глобальное чтение слов:

Колобок

Мука

Печь

Катиться

Петь

Лес

Идти

Говорить

17

Транспорт

Парочки-Глобал «Фигуры»

Круг

Квадрат

Овал

Прямоугольник

Трапеция

Треугольник

Ромб

Жесты:

Круг

Квадрат

Овал

Прямоугольник

Трапеция

Треугольник

Ромб

Глобальное чтение слов:

Круг

Квадрат

Овал

Прямоугольник

Трапеция

Треугольник

Ромб

18

Профессии

Парочки-Глобал «Продукты»

Продукты

Одинаковый

 

Жесты:

Продукты

Одинаковый

Глобальное чтение слов:

Продукты

Одинаковый

 

Примерная структура занятия кружка «Глобалика»

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание.
  3. Пальчиковая гимнастика по лексической теме.
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Обогащение словаря по лексической теме в процессе игровой или театрализованной деятельности с применением игр  серии «ЗаклАДКа».
  6. Динамическая пауза.
  7. Формирование грамматического строяс применением игр «ЗаклАДКа».
  8. Формирование начальных навыков чтения глобальным способом с применением игр «ЗаклАДКа».
  9. Развитие пространственного мышления и воображения при конструировании из деталей игр «ЗаклАДКа».
  10. Итог занятия.

Серия развивающих игр «ЗаклАДКа» проходит успешную апробацию в ряде образовательных учреждений г.Перми и Пермского края. Авторы игр представляли их как на российских, так и на международных конференциях и вебинарах. В настоящее время на основе данных игр разрабатывается диагностический инструментарий, позволяющий в процессе игровой деятельности изучить коммуникативные и речевые навыки детей 3-10 лет.

 

Библиографический список

  1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

 

Top

ОНЛАЙН ЗАЯВКА

Оставьте свои данные и мы с вами свяжемся в ближайшее время

Нажимая кнопку «Отправить», Вы принимаете условия Пользовательского соглашения

Заказать звонок

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных.